МАЗУТ
(возможно, от араб. махзулат - отбросы), жидкий продукт темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350-360°С. М. - смесь углеводородов (мол. м. 400-1000), нефтяных смол (мол. м. 500-3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и орг. соед., содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физ.-хим. св-ва М. зависят от хим. состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются след. данными: вязкость 8-80 мм2/с (при 100°С), плотн. 0,89-1 г/см3 (при 20°С), т. заст. 10-40°С, содержание S 0,5-3,5%, золы до 0,3%, низшая теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/кг. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых в-в в М.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мазут атм. перегонки сернистая нефть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мазут вторичной переработки нефти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М. применяют в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и пром. печей (см. Котельные топлива). Выход М. составляет ок. 50% по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления ее переработки М. во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500 °С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки М. используют для переработки на установках термич. крекинга и коксования, в произ-ве остаточных смазочных масел и битума (см. Гудрон).
Лит.: Сергиенко С. Р., Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964; Энглин Б. А., Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980. А.Ф. Горенков.
|